Ў / православие головного мозга, или почему спасение мне не грозит

 


Да потому, что я агностик (хоть меня и крестили по православному обряду сто лет назад). Несмотря на это, ходить в храмы я люблю. Но хожу туда не за верой. Я историк по образованию, а по роду деятельности временами экскурсовод. Церкви и монастыри меня интересуют именно с историко-искусствоведческой точки зрения; я преклоняюсь перед человеческим трудом и творческим гением, создавшим все это когда-то. Строились-то храмы человеческими руками, а в честь кого – не суть важно. И походила я вдоволь по разным, и по долгу работы, и как праздный любопытствующий турист, но такого отношения, как в православных церквях, не встречала больше нигде. Здесь тебе совсем не рады. И тебе не дадут об этом забыть.
Что за примером ходить далеко, дня три назад были в Никольском женском монастыре в Могилеве. Очень красивый барочный храм на его территории, 17 века постройки, невероятный четырёхъярусный иконостас того же времени, только ради этого стоило туда зайти. Я совсем не дурак, человек умный и хорошо воспитанный, как вести себя в храме знаю, как выглядеть тоже. Желания ходить в чужой монастырь со своим уставом, нарушать правила порядка, оскорблять чувства верующих не имею. Имею желание постоять в сторонке и полюбопытствовать. Никогда не беру в храмах общественные платки и юбки (ибо брезгую; кто знает, в чьих руках они побывали), прихожу со своими; однако в этот раз мы путешествовали налегке, с минимальным набором вещей и единственными джинсами. Хорошо хоть байка с капюшоном, можно покрыть голову. Ну ладно, в джинсах нельзя зайти в храм, я и не пойду. Тем более, тут такая удача, восьмой час, служба, двери настежь, убранство храма можно увидеть с улицы. Только бы подойти поближе ко входу. Но стоило мне ногу над крылечком занести, как я услышала окрик: «Эй! Ты! Да, ты! Остановись! Ты не можешь зайти в храм!» От неожиданности я испугалась. Оборачиваюсь, а ко мне летит женщина в монашеском облачении и строго грозит мне пальцем: не смей! Мой мужчина попытался было выяснить, почему нельзя и что со мной не так, но монахиня ответом нас не удостоила, но видом своим дала понять, что очень устала от нас, безбожников. Так-то мы и сами догадывались, однако… Стало очень гадко, будто меня, как мелкого воришку, поймали за руку. А по факту я ведь ничего плохого не сделала. И не собиралась. И даже если собиралась, почему бы не сказать об этом по-другому. Вежливо, например.
Или вот Глубокое, собор Рождества Богородицы. Видели сие в начале лета: на ближайших к выходу опорных столбах храма висят объявления: «Болезни и скорби будут посланы тем, кто разговаривает в храме». Серьезно?! 21 век на дворе! Вежливая просьба, навскидку: «уважаемые прихожане, пожалуйста, не нарушайте тишину в храме, дабы не мешать служителям храма и другим молящимся», была бы куда действеннее таких угроз. Но здесь, видимо, не слишком уважают своих прихожан. Однако весьма ценят их денежки.
Случай, который имел место три-четыре года назад в нашем полоцком монастыре. Есть при нем туалет, куда предлагается зайти всем туристам перед началом экскурсии по территории монастыря. Туалет условно бесплатный, но в нем установлена коробочка для добровольных пожертвований. Ясное дело, что туалет нуждается в обслуживании и поддержании в нем порядка, а это требует некоторых материальных вложений и оплаты труда работника, и если ты пользуешься этим благом цивилизации, неплохо было бы за это заплатить. Но пожертвования-то добровольные, и теоретически у тебя есть право не платить ничего, не чувствуя себя при этом моральным уродом. Но, черт возьми, это так сложно!
Привела я как-то группу на экскурсию в монастырь, отправила в туалет, и группа моя, как это часто бывает, зависла там. Вот уже и экскурсовод монастырский подошел, время начинать, а группы нет. Надо поторопить. Я зашла в туалет на 10 секунд, зашла, сделала объявление и вышла. Но даже за эти 10 секунд ко мне успела подлететь женщина, видимо, тот самый работник, поддерживающий порядок; она подергала меня за локоть, требуя денег в коробочку, и была очень недовольна, когда платить я отказалась. Потрясающе, я считаю. Так добровольное пожертвование превращается в добровольно-принудительное.
В нашем преимущественно православном обществе, имея государственную поддержку, православная церковь, видимо, не заинтересована в привлечении в свое лоно новых верующих и удержании старых, позволяя себе действовать таким образом. Неужели она не понимает, как все это отталкивает  думающих людей и от церкви, и от веры. И кажется мне, что понимает прекрасно, но ей плевать.
Я много поездила, и в пределах Беларуси, и за ее пределами. Меня ни разу не выгнали из костела, меня пускали в брюках в протестантские и униатские храмы, нигде меня не дергали за рукав и не требовали денег. В этом месте можно возразить: да ты просто еще в мечеть не пробовала пробраться, там бы тебя за неподобающий внешний вид на лоскуты порвали! Порвали бы? Не объяснили бы, не рассказали, не предупредили бы? Проверим в скором времени. Да, отправляясь в чужую страну, в абсолютно иную культуру, нужно выяснять все нюансы, чтобы не дай бог не оскорбить кого-н. Но здесь-то я на своей земле, в «родной» православной традиции, и знаю, что ничего плохого не делаю.
Приду ли я в церковь еще раз? Конечно! Я же любознательная тварь;) И в церковь, и в костел, и в мечеть, и в синагогу просочусь, если получится. С каким чувством уйду оттуда, другой вопрос. Приду ли я в церковь как прихожанин и верующий? Нет. Приведу ли туда своих детей? Нет. Сами придут. Может быть. Если захотят. Когда смогут сделать осознанный выбор.
  • aksinia, 20.07.2017 20:20 #

    А сами из какого города будете? Добавляйте себе блогеров в друзья, тем самым Вы увеличите шанс быть услышанной и увиденной.
    ответить на комментарий
    • equinox, 21.07.2017 15:13 #

      из Полоцка. спасибо за совет, я тут пока осматриваюсь)
      ответить на комментарий
  • rachitsky, 21.07.2017 10:04 #

    скользкая тема религии и "опасна" разведением срача в коммнентах)) По моим наблюдениям точно так же. Почему-то именно православные храмы какие-то грубые и "со своими уставами".
    ответить на комментарий
  • equinox, 21.07.2017 15:14 #

    это да, конечно...  но здесь же не о религии речь, а об отношении к людям.
    ответить на комментарий
  • DI, 23.07.2017 18:48 #

    Иногда, когда прохожу мимо церкви, появляется желание зайти, помолиться или поставить свечку, но вспоминаю, что я "неподобающе" выгляжу - и иду мимо. Проще порой поговорить с богом дома.  В художественных фильмах вижу, как веселятся и поют чернокожие в своих храмах. Честно - завидую) Почему-то именно православная религия требует от человека только скорби и страдания.
    ответить на комментарий
  • Leonid, 23.07.2017 18:53 #

    Но здесь-то я на своей земле, в «родной» православной традиции, и знаю, что ничего плохого не делаю.   
     В своей "родной православной традиции" относитесь спокойно ко всем ее недостаткам.
    ответить на комментарий
Ответить автору поста
equinox
1 пост
Последние комментарии
adelka
Nayana
function li_counter() {var liCounter = new Image(1,1);liCounter.src = '//counter.yadro.ru/hit;bloger?t44.6;r'+((typeof(screen)=='undefined')?'':';s'+screen.width+'*'+screen.height+'*'+(screen.colorDepth?screen.colorDepth:screen.pixelDepth))+';u'+escape(document.URL)+';'+Math.random();}